«Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель группы раннего возраста Чижевская Т.И.

«Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в

последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть

родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Речь взрослого должна быть небыстрой, четкой и простой.

Для развития речи ребенка до 3 лет следует соблюдать несколько несложных

правил:

  1. Общаться с ребенком. Чем больше Вы будете разговаривать с малышом, тем больше знаний он приобретет (к концу 2 года в активном словаре ребенка присутствует около 300 слов, а к концу 3 года – до 1500). Как можно чаще обращайтесь к нему с просьбами («Принеси мне…», «Посмотри, кто пришел и скажи мне…», «Найди, где лежит…», просто постарайтесь поддержать разговор на интересную для ребенка тему («С кем ты сегодня играл?», «Кто принес такую красивую игрушку?», «Кто там побежал, котик или собачка?», даже обычное поручение будет способствовать развитию малыша («Отнеси маме», «Возьми чашку», «Спрячь в коробку»). Очень важно во время бесед учить ребенка обязательно отвечать на Ваши вопросы и верно выполнять простые инструкции.
  2. Совместные игры. Сопровождать свои действия словами, закреплять знания о различных предметах, признаках предметов (цвет, форма, размер, действиях и явлениях («Вот кукла. Она красивая. На ней одето яркое платье, аккуратно завязан бантик. Кукла проголодалась. Ей нужно сварить суп…»)
  3. Рассматривать разные предметные и сюжетные иллюстрации в книгах и

журналах, учить слушать и понимать несложные рассказы по картинкам.

 

  1. Расширять кругозор ребенка. Обращать его внимание на детали: у кошки –

ушки, лапки, хвостик; у машины – кузов, колеса, кабина, у чайника – носик,

ручка и т. д. Упражнять в умении соотносить собственные движения и

действия с игрушкой со словом («Попрыгай, как лягушка», «Зайка танцует»)

  1. Развивать фонематический слух (различать на слух сходные по созвучию

слова с опорой на картинки, речевой слух (обозначать средствами

звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так;

поезд — ту-ту)

  1. Отвечать на вопросы ребенка. Если у ребенка будет интересный собеседник в лице родителя, стремление узнать мир и познакомиться с чем-то новым никогда не пропадет.

Предложенные ниже речевые игры помогут Вам с пользой проводить время!

Чистоговорки на тренировку различных звуков.

А-А-А — одеваться нам пора.

Би-Би-Би – кошка, громко не кричи!

Ву-Ву-Ву – лови сову.

Га-Га-Га — у меня два сапога.

Ду-ду-ду – домой пойду.

За-За-За! — на лугу стоит… коза.

У-У-У — бантик повяжу коту.

О-О-О — надеваю я пальто.

Ки-Ки-Ки – пирогов нам напеки.

Ма-Ма-Ма — одеваюсь я сама.

Но-но-но – у нас темно.

Упражнения для языка

«Любопытный язычок»

Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами —верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.

«Накажем непослушный язычок»

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение.

Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от

кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та.» Предложите малышу

повторить упражнение.

 Так же предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

В процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете

согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.

Расскажите стихотворение: Скачем на лошадке по дорожке гладкой