«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ»

Консультация для родителей старше – подготовительной группы.

                      Подготовила воспитатель: Иконникова О.М.                                       

Папы и мамы, бабушки и дедушки, сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы учителя-дефектолога, воспитателей, родителей и ребенка.

  

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картиноккроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

 расстановка картинок в логической, временной последовательности;

восстановление специально пропущенного звена;

придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

 

Повествовательные рассказы по сюжетной картинке  составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

 

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

 

Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

 

Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

  придумывание конца или начала готового рассказа;

  составление рассказов по аналогии с небольшими литературными   произведениями;

    по опорным схемам;

    на тему.

 

Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлагаем родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества учителя-дефектолога, воспитателей с родителями.

Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с учителем-дефектологом в детском саду.

Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

  1. Подготовительная работа проводится учителем-дефектологом или родителями по заданию учителя-дефектолога. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
  2. Составление рассказа детьми в совместной деятельности  под руководством учителя-дефектолога.
  3. Коррекция и закрепление материала во время непосредственно образовательной  деятельности.
  4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
  5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:

рассказ ребенка;

доработка, коррекция рассказа родителями;

повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;

запись и красочное оформление рассказа.

Работа по составлению рассказов-сочинений ведется в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой.

Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.

Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».

 А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:

«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердый. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду.  Из яблоко можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».

 

Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:

расставлять картинки в логической и временной последовательности;

восстанавливать специально пропущенное звено;

придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;

составлять описательные, повествовательные, сравнительные  рассказы по опорным словам;

по опорным схемам;

 на тему.

    Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве учителя-дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.