Играем – фонематический слух развиваем

Информацию подготовила учитель-логопед Разумова Г.В.

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определённые этапы.

1(начальный) этап.

На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  • «Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.

  • «Жмурки»

Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

  • «Весёлый карандашик»

Даем ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

2 этап.

На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по разному.

  • «Чей голос?»

Записываем на диктофон знакомые ребёнку  голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

  • «Сказка о трёх медведях»

Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа медведь и медвежонок.

  • «Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – все спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.

3 этап.

Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  • «Скажи правильно»

Показываем малышу картинку и называем еѐ неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребёнок  должен повторить правильное слово.

4 этап.

Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  • «Что лишнее?»

Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.

  • «Повтори!»

Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок  не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.

  • «Сосчитай слоги»

Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.

5 этап.

На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

  • «Подбери слово»

Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

  • «Выбери картинку»

Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

  • «Лови звук»

Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.