НОД Экспериментальная деятельность
Тема: «Снег.»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с снегом.
Задачи:
- расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега (белый, бесцветный; рыхлый, хрупкий; тают в тепле);
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают много разных вопросов.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снега.
Материал для занятия: снег, ёмкость с водой комнатной температуры, краски, емкость для снега.
Ход занятия:
1.Чтение стихотворения:
Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
— о каком времени года это стихотворение?
Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»
-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?
Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме.
Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге)
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега.
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
- Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега. - Откуда берется снег?
Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Тм пары превращаются в крохотные кристаллики льда. льдинки растут и увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.
Переходим к изучению снега
Опыт №1. «какой на ощупь».
— У вас на столах в стаканчиках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, мягкий, белый, рыхлый.
Опыт№2:Определение запаха. А теперь давайте проверим , есть ли запах у снега
Ответы детей
Опыт №3. «Можно ли окрасить снег?»».
Воспитатель: Снег можно покрасить обычными пищевыми красителями или красками и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Снег в стаканчиках красим в разные цвета, при помощи красок. Оставим стаканчики на 2 часа, для того чтоб он растаял. Какой снег стал? (ответы детей)
Какого цвета вода в стаканчиках стала? (ответы детей)
Вывод: Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуются из воды под воздействием мороза.
Опыт №4. Исследование чистоты снега.
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какой он.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.
Вывод: нельзя есть снег
-Подведение итогов
—Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
-Какой снег?
Ответы: рыхлый, легкий, мягкий, белый, грязный…
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
smart smart smart smart smart