МАТЕМАТИКА
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
-узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;-
понятия «больше», «меньше», «часть», «целое
Счет в дороге. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие машины, автобусы. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает дома, а вы магазины. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин, детский сад и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» И т. д.
Счет на кухне. Кухня отличное место для постижения основ математики.
Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Разнообразить задания можно до бесконечности.
Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже — по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.
Ознакомить ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число — 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т. е. , чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.
Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа «У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего ?» — и ответ сразу будет готов. В этом случае ребенок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он тем не менее методом присчета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому если ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столкнется с большими трудностями, поскольку школьная программа по математике довольно сложная. Так, первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в простых примерах для того, чтобы перейти от присчитывания по 1, необходимо хорошо знать состав чисел от 2 до 10.
на занятиях мы для этого используем числовые домики или линейку.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной
Что должен знать по математике.
-Прямой и обратный счет в пределах 10;
-Знать понятия «больше», «меньше», «поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий»;
-Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
-Уметь соотносить цифру и число предметов.
— ориентировка на листе бумаги, пространственные отношения (право, лево, низ, верх, над, под…);
— сравнение чисел;
— значение знаков +,-,>,<,=;
— состав чисел до 10;
— решение примеров, простых задач;
— выделять группы предметов по признакам.
Информацию подготовила воспитатель старше-подготовительной группы Е.Н.Медянкина